В августе исполняется ровно год со дня образования Тамбовского поисково-спасательного отряда "Лиза Алерт". За плечами добровольцев десятки найденных людей, которые ушли из дома и потерялись. Среди них есть и дети. Отыскать живым или мертвым. Это задача номер один всех поисковиков. Сколько уже найдено и сколько предстоит найти - в материале нашего корреспондента Юлии Андреевой
«Пропал ребенок и я не смогла остаться в стороне…» - примерно так начинается история тех, кто связал свою жизнь с отрядом «Лиза Алерт», в том числе и Марина Вернидуб. Сейчас она матерый поисковик отряда в Тамбове, а всего ничего, придя на свой первый поиск, Марина плохо представляла, что от нее потребуется.
Марина Вернидуб, пеший поисковик отряда "Лиза Алерт" : "Я на первый поиск поехала поздно вечером. Днем поступила заявка и мы выехали в Саюкино. Я очень переживала, первой мыслью было - но там же змеи. И ночью их будет не видно, я на кого то наступлю, то есть у меня вот эта мысль была. Но, когда мы подъехали к лесу, это была просто тьма, и я подумала, мы же в этот лес надо зайти, и когда я зашла, я про змей забыла. Я подумала, что человек сейчас в лесу в данный момент один, на сколько ему страшно, я забыла про змей. "
Эти люди решили, что дети не должны умирать в лесу. В одиночестве, страхе и темноте. Никогда.
Помочь, не имея опыта. И она помогла. Человека нашли. Живым и невредимым. Только так вот "хорошо" получается не всегда.
Алексей Михайлов, пеший поисковик отряда "Лиза Алерт" : "Один поиск был в Мичуринске. нашел там бабушку мертвую. Но... с детьми как то тяжелее...Детские поиски давят эмоционально. За взрослых не так переживаешь. Уже смиряешься с тем, что все мы смертные."
Алексей свой отпуск посвяти поисково-спасательным работам. Сердце подсказало, что без него ну никак. и вот поездка в Брянск. Пропал мальчик, четырех лет. Поисковики соседних областей спешат на помощь. Тамбовская не исключение. Дорога долгая, попутно собирают координаты, распределяют обязанности. Чтобы прочесать один квадрат местности, нужны поистине нечеловеские усилия. Обмундирование, ясность зрения, готовность ко всему.
Светлана Богачева, помощник инфорга : "Группа, которая называется "лиса", она идет так, чтобы видеть ноги идущего рядом. Это где то два метра. Работаем на "отклик", если есть информация, что человек жив. Кричим имя потерявшегося, ждем несколько секунд, чтобы человек успел сориентироваться откуда кричат."
В работе "на отклик" важна каждая минута. Сложности в основном возникают, когда сильный ветер. Марина тоже была на поисках ребенка в Брянске. Трое суток не спала, да еще и за рулем - туда и обратно. ни сил, ни средств не жаль, лишь бы живой, лишь бы найти. А когда ты опоздал - тяжело...
Светлана Богачева, помощник инфорга : "Замираем полностью в лесу тогда, когда ищем ребенка. Он может испугаться, затаиться. Кричат в основном женщины. Мы прислушиваемся к любому стону, шороху, заглушая даже биение собственного сердца."
Выезды поисковиков разные, что уж греха таить...Когда теряются взрослые, с болезнью Альцгеймера, дезориентированные, заблудившиеся грибники - это одно... потерянные дети - это совсем другое, прежде всего для самого себя...понять, где искать и кого ты в итоге найдешь...тело или живого ребенка. Тяжело морально.
Александр Самотойлов, (позывной "Сэм"), поисковик, инструктор направления профилактики отряда "Лиза Алерт" : "Самый напряженный выезд был на поиск трехмесячного ребенка. Были свидетельства, что он находится в природной среде. Когда дети пропадают, это самое тяжелое. Не просто это для поисковика, да и вообще, для человека. Все, кто выехал в первом составе, и мы там были. Потом еще ребята подъехали. К тому времени объявили - он нашелся. И, слава Богу, живой."
Эти истории похожа одна на другую, с разницей лишь в одном, найден живым или мертвым. Тамбовской отряд "Лиза Алерт" появился почти год назад. Тогда этому послужил резонансный случай. Когда в Подмосковье потерялась девочка. Ее никто не искал пять дней. Потом нашли...мертвой...Тогда и прокатилась волна, создавшая поисково-спасательные отряды по всей стране, и назвались они "Лиза Алерт", в честь погибшего ребенка - Лизы. Алерт - в переводе сигнал тревоги.
Олеся Кузнецова, инфорг отряда "Лиза Алерт" : "Мы не психологи, мы не можем говорить - все будет хорошо. Мы говорим, что мы постараемся помочь. мы сделаем все, что в наших силах и мы стараемся, мы делаем."
Тамбовское объединение построено на основе доброй воли, взаимовыручки, бескорыстия. Костяк отряда всего 30 человек. Все они, как и вы обычные люди, лишь с разницей в позывных - Сэм, белка, верная... Водители, домохозяйки, программисты, медсестры, инженеры. У них разные профессии, интересы, объединяет лишь одно: неспособность пройти мимо, когда кому-то нужна помощь. Во время поисков и полевых учений они помогают друг другу. Найти свободное место в машине для того, у кого ее нет, спальный мешок или поделится едой для них не проблема.
Марина Вернидуб, пеший поисковик отряда "Лиза Алекрт" : "В вк я увидела, что ведется поиск дедушки, который потерялся в Рассказовском лесу, это было поздно вечером, я набрала номер телефона, чтобы узнать куда мне приехать на поиски. С утра дедушку нашли. Живым. Он три дня провел в лесу. "
Принцип поиска на первый взгляд достаточно прост – добровольцев делят на группы, на карте отмечают квадраты, в навигатор забиваются координаты нужного квадрата. Группа выстраивается цепочкой вдоль одного края квадрата так, чтобы находиться в зоне видимости друг друга. И таким образом группа продвигается вперед до конца своей территории. Затем разворачивается на 90 градусов и идет в другую сторону. По пути подмечается все, что может навести на след человека. Связь с остальными группами и штабом – с помощью рации.
Светлана Богачева, помощник инфорга : "Каждая "лиса" - это выполненная задача. Приезжают люди, из них формируется "лиса". Они уходят, отрабатывают свою задачу. За ними идет "лиса" вторая, третья, четвертая, пятая. Возвращается "лиса-1", она уже будет не первая, а шестая. "
Заблудился, пропал, потерялся. Эти слова для поисковиков спасательного отряда "Лиза Алерт" - ключевые. В Тамбове отряд поиска появился с августа прошлого года, но людей в отряде все еще не хватает.
Алексей Михайлов, пеший поисковик отряда "Лиза Алерт" : "Чем больше людей, тем легче закрыть поиск. Помочь могут все, независимо от их подготовки. Есть возможность удаленно помогать. Прозванивать больницы, размещать ориентировки в СМИ. Чтобы стать участником отряда, нужно заполнить анкету на сайте "Лиза Алерт орг.", либо позвонить на горячую линию, либо в группе в "ВК" заполнить анкету. С вами обязательно свяжутся."
Поисково-спасательные учения организуются регулярно. Добровольцы отрабатывают новые методики, делятся опытом, обучают новичков, поэтому у всех желающих еще будет возможность получить навыки, которые помогут спасти чью-то жизнь. По словам инструктора направления профилактики - лучший поиск - это тот, который не состоялся.
Александр Самотойлов, (позывной "Сэм"), поисковик, инструктор направления профилактики отряда "Лиза Алерт" : "мы учим детей тому, чтобы у них был с собой необходимый минимум средств спасения. Яркая одежда, заряженный телефон, шоколад, в качестве неприкосновенного запаса и простая питьевая вода в бутылке."
Разный возраст, разное социальное положение, разное понимание жизни, разные политические взгляды, религии, доход. Они разные, невозможно нарисовать типичный портрет поисковика. Но все они схожи в одном - они ищут тех, кто проявил излишнюю самонадеянность, отнесся е к лесу как к парку, не оделся в соответствии сезону и так далее. И это не весь перечень совершаемых ошибок людей, которых находят в лесу. Как признается Светлана, помощник инфорга, без современного оборудования - раций и навигаторов работа поисковиков была бы не выполнима.
Светлана Богачева, помощник инфорга отряда "Лиза Алерт" : "Я позваниваю больницы, когда человек потерялся. Мы ищем в первую очередь по больницам. Потом выезжаем на место пропажи. Собираются экипажи. Старшие дают задание и мы идем прочесывать квадраты."
Зачастую, а так бывает, что помощь требуется и самим поисковикам. Самая разная. Поиск и расклеивание ориентировок лишь вершина айсберга «Лиза Алерт», лишь видимая часть, за которой стоит огромная работа. Инфорги, принимающие звонки на горячей линии, картографы и, конечно же, спонсоры, помогающие банально купить батарейки для фонариков, ведь поиск осуществляется и днем и ночью.
Олеся Кузнецова, инфорг отряда "Лиза Алерт" : "наш отряд добровольческий. Все необходимое оборудование для поисков, приобретаются самими поисковиками. либо неравнодушными гражданами, которые хотят помочь хоть чем то, но не могут принять участие в поисках. принципиальная позиция в том, что мы не принимаем финансовую помощь. Помочь можно, передав в дар нам оборудование. Рации, навигаторы, компасы, фонари."
Вода, лес, все это стихия. Нет мифических трех суток для обращения в полицию. У вас обязаны принять заявление о пропаже незамедлительно. Не теряйте времени. Эта потеря невосполнима. Начинайте действовать сразу же! Самое страшное, что может быть, — промедление, говорит матерый поисковик с позывным "Сэм".
Александр Самотойлов, (позывной "Сэм"), поисковик, инструктор направления профилактики отряда "Лиза Алерт" : "Самое главное для родственников - это не рассчитывать на свои силы. Потому что к трагедии приводит то, что родители не хотят выставлять на показ уход ребенка. Они не обращаются ни в МЧС, ни в наш отряд, а начинают искать сами. первый день - не нашли, второй день ищут всем селом. Они как ищут? да он туда не пойдет, сто процентов. А туда точно не пойдет. А мы его потом там находим в результате."
С каждым новым месяцем этого года в отряд поступает всё больше заявок на пропавших без вести людей. За июнь 2018 года в Тамбовской области пропало 9 человек: 6 найдено живыми; 2 погибшими; 1 не найден совсем. У отряда "Лиза Алерт" есть свой гимн, слова которого ребята знают наизусть.
Справочно: Первые поисковые отряды "Лиза Алерт" появились в 2010 году, и с тех пор подразделения открылись более чем в 40 регионах России. За это время при участии добровольцев отряда были спасены более 20 тыс. человек.