В Котовской школе-интернате с 2017 года проводится большая работа в рамках реализации комплекса мер Тамбовской области по развитию эффективных практик предпрофессиональной подготовки для «особенных» детей. Ребята посещают мастерские, пробуют себя в различных ремёслах. А педагоги получают возможность не только влиять на профессиональное самоопределение подростка, но и помочь ему вооружиться доступными средствами для реализации своих перспектив. За сложными формулировками – судьбы детей. Какие профессии - в приоритете у воспитанников школы – интерната – и какими умениями овладевают ребята за время обучения – узнала наш корреспондент Екатерина Краснова
Фермер, продавец прохладительных напитков, пожарный. Сегодня выбор четвероклассников пал именно на эти профессии. Несмотря на юный возраст, воспитанники школы-интерната уже профессионально ориентированы. Игровая интерактивная карта «Взросляндия» - в помощь.
«Давайте посмотрим – очертание карты на какую страну похоже? - Россия. Что здесь изображено? - Профессии. А «Взросляндия» она называется, потому что дети вырастут и тоже пойдут работать по различным специальностям».
Навигатум – такое название получил федеральный образовательный проект, который сегодня успешно реализуется в Котовской школе – интернате. Проще говоря – это игровая развивающая среда, ключевая цель которой - формирование системного представления о мире профессий, когда у ребёнка складывается целостное представление о том, как устроен мир труда.
Галина Кузнецова, специалист службы профессионального консультирования школы – интерната г. Котовска:
«Если маленькие дети просто знакомятся с профессиями, то старшеклассники знакомятся с понятиями «Должность», «Специальность», «Профессионально важные качества». Занятия проходят очень интересно, дети ждут. Особенно выпускники. Для них есть игры «Профи +», где можно создать свою организацию, предприятие, и дети там распределяют роли».
А в этом кабинете всё, как на домашней кухне. Рабочая поверхность, плита, раковина, кухонная утварь, красиво сервированный стол. Отличие только в наличии доски, на которой сегодня – рецепт оладий с яблоками. Даже если ребята не станут поварами, владение ремеслом кулинарии пригодится всегда.
Несколько минут – и юные повара дегустируют ароматное блюдо. Кабинет кулинарии ведёт свою работу с этого года. И ребята с интересом приходят на занятия, похожие на домашние посиделки в кругу семьи.
Андрей Иванов:
«Занятия только первый год, и мне нравится. Мы делаем всё дружно и готовим всегда очень вкусно».
Здесь знают, что все профессии нужны и важны. Однако, упор делают на ручной труд – в профильных мастерских. Где работа с материалом приобретает статус искусства. А обычный кусок глины – превращается в кувшин, настенные часы, красочные сувениры. На сегодняшнем занятии в гончарной мастерской ребята создают ёлочные игрушки. Поэтапная работа с материалом превращается в настоящее удовольствие.
Дарья Солодова:
«Делаем свинку, потом её разукрасим, и получится ёлочная игрушка. Кому подаришь? Маме».
Некоторые из воспитанниц школы – интерната сегодня смогут похвастаться новыми фартуками - самостоятельно созданными в швейной мастерской. Овладеть востребованной сегодня профессией - модельера или мастера швейного дела – помогает опытный преподаватель.
Ольга Пирожкова, учитель технологии и швейного дела школы – интерната г. Котовска:
«Девочки начинают заниматься с 5 класса. В 9 классе сдают девочки экзамен. И если у них хорошо получается – они получают возможность овладеть профессией швеи».
За время обучения девочки научатся шить ночные рубашки, платья, пижамы, необходимые на любой кухне прихватки и фартуки. А, главное, определяться - нравится ли им профессия швеи. И даже если ответ будет отрицательным – навыки останутся. И пригодятся в дальнейшей жизни. Как и умение починить мебель – для будущих мужчин. Этому ребят обучают в мастерской, куда редко ступает женская нога.
Артур Ширазян, учитель технологии школы – интерната г. Котовска:
«Мастерская наша называется – столярная. Мы работаем и по учебному плану, и кружковые работы проходят. Мы работаем и с пластмассой, и с деревом, и с бумагой. У нас есть постоянно действующая выставка. Всё, что они делают – это помогает им с выбором дальнейшей профессии».
Котовская школа-интернат может похвастаться хорошей материально-технической базой. В столярной мастерской, например, в этом году появился набор мини-станков и набор по робототехнике.
«Собираем министанки, которые в точности повторяют аналоги больших станков. Ребята начинают понимать, как работает большой станок. И изучаем технику безопасности. Они умеют работать с материалом, понимают, как нужно работать с деревом, металлом, мы пытаемся азы им дать».
Ребята заняты делом – и уже многое умеют.
Александр Рудаков:
«Стул могу сделать, скамейку, табуретку. Хочу быть штукатуром – маляром. И эти занятия мне обязательно помогут».
Картонажно-переплётная мастерская. За дверью со сложным названием происходят настоящие чудеса. Творческий процесс настолько увлекателен – что один за другим на бумаге появляются красочные узоры, достойные обложки любой книги. Сегодня ребята рисуют на воде.
«Раствор специально сделан. Мы на него будем набрызгивать краски. Вот видите – краска раскрывается. Делаем надрезики. И вытягиваем рисунок. Поддеваем листочек аккуратно – и вот – получился шедевр».
Иван Лифанов:
«Мне нравится сшивать, резать, рисовать на воде. Я и дома работаю с бумагой. Делаю корабли. Думаю, что в жизни мне это пригодится. Я мечтаю быть посудомойщиком. Мне нравится».
В школе – интернате проведена большая результативная работа в рамках комплекса мер по развитию эффективных практик предпрофессиональной подготовки детей. Служба профессионального консультирования выявляет интересы, склонности, предпочтения ребят. И уже сегодня можно подводить итоги.
Ирина Жидкова, заместитель директора по коррекционной работе школы – интерната г. Котовска:
«Комплекс реализуется с 2017 по 2018 год. И результаты уже налицо. Расширились профили, детям стало интересней заниматься. Новые современные методики используются. И у детей сложилось мировоззрение – и мнение о профессиях. Наши выпускники никогда не пропадут в современной жизни. Могут работать своими руками. А, значит, всегда найдут своё место в жизни».