Внешкольное воспитание в России возникло в конце XIX века. Стали появляться кружки, клубы, мастерские, дневные приюты для детей. На государственном уровне решение о развитии внешкольного образования было принято в ноябре 1917 года. В Народном комиссариате просвещения РСФСР был создан отдел внешкольного образования. В 1918 году организовано первое государственное внешкольное учреждение: Биологическая станция юных натуралистов и любителей природы. Рассказывает Инна Ерофеева
Вадим Панин вместе с руководителем объединения «Юный натуралист» обходит владения. В теплице выращивается посадочный материал для озеленения прилегающей территории. Живёт здесь и кактус, который помнит не одно поколение детей.
Вадим Панин, воспитанник Дома детского творчества: «Это кактус Опунция , он растёт в пустыни. Если бы не было крыши , он бы вырос ещё больше. Он знаменит своими листьями. Мы за ним ухаживаем, но он требует очень мало влаги »
Вадим мальчик увлекающийся. С интересом рассказывает о том, что у Монстеры, есть плод похожий на початок кукурузы, а на вкус и запах - на ананас. Воспитанником станции юных натуралистов Вадим стал только в этом учебном году. Любовь к окружающему миру привита дома.
Вадим Панин, воспитанник Дома детского творчества: «У меня дома есть Монстера, кактус Опунция. Есть животные кролик хомяк черепаха, улитка. Я их кормлю и меняю домики»
Бархатцы, петуния, герань. Работа в теплице найдётся всегда, говорит Наталия Моисеева, педагог дополнительного образования. Выполнять домашние задания, проводит опытническую работу, детям помогают родители.
Наталия Моисеева, педагог дополнительного образования Дома детского творчества: «Дети должны, дома высадить, пронаблюдать, провести записи в дневнике наблюдения. Родители заинтересованы. Приобретают декоративные красивые, необыкновенные. Потом выращенный цветок фотографируют »
В Котовске «Станция юных натуралистов, как отдельное учреждение дополнительно образования была открыта в 1974 году.
Ирина Тишина, методист Дома детского творчества: «Первым директором станции была Нина Герасимовна Мельникова, которая возглавляла учреждение более 15 лет. Натуралистическое движение постепенно набирало обороты. Стали работать кружки «природа и фантазия», «Путешествие в природу», «Юный эколог», «Юный цветовод»»
6 учителей дополнительного образования. 7 объединений естественно-научной направленности. Занятия проходят как на станции юных натуралистов, так и на базе школ и детских садов. Они проводятся на основании договоров о методическом сотрудничестве. Программы разрабатывают сами педагоги.
Ирина Тишина, методист Дома детского творчества: «В зависимости от направления есть программы. Программы по зоологии. Дети знакомятся с видовым составом, уходом за животными, кормлением, оказанием первой ветеринарной помощи. Программа, в которой изучается растениеводство – посадка и размножение растений»
Корреспондент: Сегодня станция юных натуралистов входит в состав Дома детского творчества. В этом учебном году на станции занимаются 100 девчонок и мальчишек. Конечно же, они все любят природу. Новые знания об окружающем мире мальчишки и девчонки получают как на теоретических занятиях, так и на практике»
Полина Крутитская не успела прийти на занятие, уже вся в делах. Изменение в деятельности Станции юных натуралистов произошло в 2012 году. При этом объединение учреждений коснулось взрослого населения станции, но не детей. Уголок живой природы сохранён, а значит, и жизнь здесь течёт по тем же законам. Кстати, дома у Полины есть кот, хомяк, 4 улитки и собака.
Полина Крутитская, воспитанница Дома детского творчества: «У меня есть любимая крыса, её зовут Максим. У меня есть ещё три крысы. Я по ним очень скучаю, особенно на каникулах »
Кристина Кулик , вот уже как 2 года занимается на станции юных натуралистов. Кролик Пушок, взрослый. Девочка вывела его на прогулку. Пушок рад. А, Кристина, рассказывает о том, как на каникулах у неё дома жил кролик «Песня».
Кристина Кулик, воспитанница Дома детского творчества: «Это было прошлым летом. Родители мне запрещали брать собаку, кошку. Я попросила кролика. Они разрешили , но только на лето. Я в кружке узнала, что им надо приносить много травы, надо выгуливать, менять опилки, воду каждый день. Кролика звали «Песня». Она была породы «Бабочка»
Яблоко, сушки и животные довольны. Но не это главное. Питомцы привыкают и радостно встречают ребят. Они научились понимать друг друга без слов. Дарья Пахомова не расстаётся со своим любимцем.
Дарья Пахомова, воспитанница Дома детского творчества: «Это моя крыска, его зовут Тёма. Я его люблю, за то, что он отличается от всех своим пятнышком. Он быстрый, шустренький. Мы иногда приносим сюда еду6 капусту, яблоки, хлебушек. Мне очень нравиться сюда ходить»
Внимания хватает на всех, говорит Даша. Питомцев много.
Дарья Пахомова, воспитанница Дома детского творчества: «Здесь у нас ещё есть кролики, черепахи красноухие и сухопутные. Есть морские свинки, птички, попугайчики, хомячки. Очень много животных. Мы их всех любим и ухаживаем за ними»
Системе дополнительного образования России в 2018 году исполняется 100 лет. Котовская станция юных натуралистов в следующем году отметит своё 45-летие. От поколения к поколению юные натуралисты на станцию приходят несколько раз в неделю. Станция юных натуралистов – маленькая сказочная страна, расположенная в центре Котовска.