Музейный комплекс г. Котовска о 200-летней истории российских балов.
В России на протяжении двухсот лет проводились пышные балы. От Рождества и до последнего дня Масленицы. Балы считались зеркалом эпохи. С историей российских балов познакомит заведующая отделом экскурсионно-массовой работы музейного комплекса г. Котовска Светлана Зимина.
Светлана Зимина, заведующая отделом экскурсионно-массовой работы музейного комплекса г. Котовска: «Первые балы появились в эпоху Петра I. На ассамблеи мог прийти любой человек, кроме крестьян и слуг. Для бала освобождали одну из комнат. Ассамблеи были похожи на дружеские пирушки. Учились у шведских офицеров и представительниц немецкой слободы. Пётр I заставлял плясать всех. Девятилетних и шестидесятилетних. Любимы его танец – гросфатер. Начинался с медленной мелодии, а потом убыстрялся. После смерти Петра I закончилась эпоха ассамблей. В России появились балы. При императрице Анне исчезли спиртные напитки, табак. Заменили шашки, шахматы на карты. Анна и Екатерина II не любили танцевать. Императрица Елизавета любила. Балы приобрели особую стать. Издавались специальные указы: в каком платье она будет, как будет причесана. Особого размаха балы достигли при Екатерине II. Бриллианты и алмазные ожерелья сверкали. В начале 18 века русские дворяне прекрасно танцевали. Говорили на французском. Прекрасно ориентировались в бальном пространстве своей страны и за рубежом. Популярный танцмейстер Пётр Андреевич Гегель. Детей отдавали в 5-6 лет. Учил Пушкина, Жуковского, Лермонтова, Наталью Гончарову. Пушкин увидел её на балу. В 18 веке бальный возраст 15-17 лет. Под влияние балов менялась одежда. Большие платья мешали танцевать энергичные танцы. Танцевали полонез. Со временем появились более энергичные танцы. Женщины перестали носить корсеты. Не было пышных юбок, убрали фижмы. В произведении Толстого видим сцену, когда перед балом Наташа Ростова укорачивает платье. Молодые девушки приходили в розовом, голубом, белом. Дамы в возрасте в платьях жёлтых и лиловых. Кавалер должен быть представлен старшим. Кавалер приглашает два и более раза на танец, то значит выказывает свое расположение к даме. Мужской костюм имел определённые правила. Короткие панталоны, высокие чулки с бальными туфлями. Московские балы использовали часто, чтобы выдать замуж девушек из провинции. Тётушки осматривали кавалеров. Бальный этикет говорил о том, что девушка танцует до 26-28 лет. На балах 18 века был танцмейстер. Его называли дирижер. Следил за расстоянием между танцующими, что бы танец со стороны смотрелся красиво. Танцующие забывали, что они находятся в рисунке. На балу обычно было 20 танцев. Заканчивался бал последним котильоном. Танец длился два часа. Ржевский пришёл в ужас, когда Шурочка Азарова сообщила ему, что оставила для него последний танец. Бал считали зеркалом эпохи. Послы приходили в восторг. Изумрудный бал проходил в 1888 году. Дамы были в изумрудных украшениях. В 1889 состоялся Чёрный бал. Дерзко сверкали алмазы и бриллианты. Это 200-летняя история балов. Мы с удовольствием бы поприсутствовали бы на балу. Всем бы очень понравилось»