В 2020 году «Ночь искусств» проходит уже в восьмой раз. В этот раз Всероссийскую акцию из-за пандемии проводят в онлайн-формате. Не остался в стороне и наш город. Сотрудники музейного комплекса приглашают вас в увлекательное путешествие по выставке компьютерных копий фресок Сикстинской капеллы...
Светлана Зимина, заведующая отделом экскурсионно-массовой работы музейного комплекса г. Котовска:
«В рамках Всероссийской акции «Ночь искусств» мы с вами совершим путешествие по выставке компьютерных копий фресок Сикстинской капеллы. Сикстинская капелла – это часовня, построенная на месте домовой церкви, в которой в эпоху Средневековья собирался папский двор. Сикст IV опасался военной угрозы со стороны могущественных врагов и поэтому решил перестроить капеллу и пригласил известного архитектора Джордже де Дольчи, который построил новую капеллу, получившую название Сикстинская, т.к. заказчик – папа римский Сикст IV. Новая капелла – прямоугольное здание, в точности повторяющее размеры храма царя Соломона. В длину – 40,9 м, в ширину – 13,4 м. на верхнем этаже расположены были караульные помещения и круговая оборонительная галерея. Стены капеллы были разделены на 3 части. Первая украшена имитацией тканевых драпировок, вторая – фрески, третья разрезана оконными блоками по всеми периметру. Для внутренней росписи капеллы Папа Сикст IV пригласил выдающихся флорентийских художников. Возглавлял группу Боттичелли, с которым приехали Гирландайо, Россели и др. Там уже работал Перуджино, который воспитал плеяду знаменитых художников, среди который известный Рафаэль… Стены опоясывают два цикла – один рассказывает о жизни пророка Моисея, на противоположной стене – земная жизнь Иисуса. Эти линии специально были сделаны, чтобы объединить Ветхий и Новый заветы. Первую картину, которую рассмотрим – картина Боттичелли «Эпизоды из жизни Моисея». На ней мы видим несколько сюжетов. В правой части картины – Моисей убивает египетского воина, который грубо обращался с пленными. Из-за этого ему пришлось сбежать из Египта и обосноваться на другой земле недалеко от источника. Однажды он увидел такую картину, которую видим в центре, пастухи, поившие свои стада, не давали подойти к колодцу двум молодым девушкам, которые пасли стада своего отца. Моисей им помог. Отцом девушек оказался священник Эофор, который в благодарность предложил Моисею кров, через некоторое время выдал за него замуж одну из дочерей. Еще изображено, что, когда Моисей пас стадо, к нему явился Ангел Господень, который сообщил, что ему надо вернуться в Египет. Собрать весь иудейский народ и отвести его в земли обетованные. Эта сцена в левой части картины. Хочу отметить, что мы знакомы с прозвищами художников, у Боттичелли настоящая фамилия Филлипелле, а прозвище получил в наследство от старшего брата-толстяка, в переводе Боттичелли - бочонок… Следующая картина – Крещение, написал Перуджино. Писал не в одиночестве, а вместе с помощником Пинтуриккио. В центре – Иисус Христос принимает Крещение от Иоанна Крестителя. Рядом – молодой юноша, который готовится к таинству Крещения. Стоит обратить внимание на дальние планы на этой картине. Слева – Иоанн Креститель, который призывает народ совершить таинство Крещения, а справой стороны Иисус Христос обращается к народу с тем же призывом. Интересно, что все пейзажи и основную часть выполнил ученик Пинтуриккио, ученые выяснили, что фигуры Иоанна Крестителя и Иисуса Христа писал Перуджино… Говоря о фресках Сикстинской капеллы, нельзя не сказать о признанном шедевре эпохи Возрождения – потолке капеллы, который расписывал Микеланджело Буонарроти. Это был 1508 г. До этого в Сикстинской капелле был другой потолок, расписанный в виде звездного неба. Со временем краска потрескалась, и Папа Юлий II решил обновить и сделать новый потолок. Весь потолок разделен на несколько частей. Центральная состоит из трех циклов, в каждом по три картины. Первый цикл – сотворение мира, второй – сотворение человека, третий – всемирный потоп. Чтобы начать работы, необходимо было сделать все возможное. Чтобы было удобно работать. Соорудил специальные леса, которые не касались стен капеллы и на высоте 20 м художнику предстояло провести 4 года. Ему приходилось бороться с неровностями потолка, рисунок на потолке снизу смотрелся неправильно, форма менялась, поэтому Микеланджело приходилось искажать картины наверху, чтобы они правильно смотрелись снизу. К 1511 г. потолок был завершен, художник написал отцу, что он закончил работу и Папе его работа понравилась, но Папа, увидев потолок, отметил, что он выглядит бедно, мало красок желтого и голубого цвета. Микеланджело ответил, что в основном там святые, а они не были богатыми людьми. Потолок был закончен осенью 1512 г. окончательно. Вот одна из работ первого цикла – «Отделение света от тьмы»… Согласно Книге Бытия заключительным этапом творения стало создание человека. И здесь картина Микеланджело «Сотворение Адама»… Микеланджело прожил долгую жизнь, почти до 90 лет. Когда его пригласили расписывать капеллу, ему было 33 года. Почти через два десятилетия его снова пригласили для того, чтобы он раскрасил алтарную стену капеллы. На ней уже было изображение кисти Перуджино. Но было принято решение передать ее Микеланджело под картину «Страшный суд». На площади 200 кв.м был изображен этот шедевр. Эта картина завершила цикл искусства Возрождения. На картине – второе пришествие Христа, который находится в центре. В нижней части ангелы, которые трубят и призывают на Божий суд умерших. Здесь мы видим святых мучеников, святая Екатерина с обломком колеса, на котором ее четвертовали, святой Себастьян со стрелами. Которые были в него выпушены… Почти за четверть века между первой и второй работой изменилось положение в стране, настала эпоха реформатства, и окончание работы было сопряжено не только с восхищением, но и с недовольством церковнослужителей. Картина. По их мнению, выглядит непристойно, ее место в городских банях, слишком много обнаженных фигур. Церемониймейстер часто приходил к Папе и докладывал, что много обнаженных тел, художнику говорил, что необходимо как-то прикрыть тела, чтобы выглядело более пристойно. Микеланджело молча сносил обиды, но отомстил, изобразил церемониймейстера в правой части картины в аду… Тот немедленно отправился к Папе, а тот ответил, ту где изображен? В аду? Ну там я бессилен. Помочь ничем не могу. Так далеко моя власть не распространяется… В 1565 г. римский Папа решил сделать картину более пристойной, пригласил другого художника, и дал задание – прикрыть нагие тела, что и было сделано. За это он прославился как художник – исподнишек. А картина приобрела знакомые нам вид. Через несколько десятилетий следующий папа решил закрасить эту картину, но художники Ватикана отговорили его от этой затеи… Если вы хотите узнать все секреты и интересные истории о Сикстинской капелле, приглашаем вас на нашу выставку, о которой сегодня шла речь».
Кристина Маркова, Игорь Шмырев, Котовские новости