Мы часто слышим - путь, дорога. А что означают эти слова? Разве это не одно и тоже. Разобраться в этом нам помогут сотрудники музейного комплекса, они расскажут о том, что такое путь, а что - дорога…
Светлана Зимина, заведующая отделом экскурсионно-массовой работы музейного комплекса г. Котовска:
«Сегодня мы поговорим о путях и дорогах. Вы спросите – а разве это не одно и тоже? Давайте разберемся. Издревле, на Руси, путям сообщений мешали непроходимые болота и леса. И функцию дорог брали на себя реки, можно сказать, что дорога идет вдоль берега реки или по руслу реки. Люди ходили по реке на лодках, плотах. Заметьте – ходили, поэтому сегодня мы говорим судоходство. Зимой можно было передвигаться по замерзшему руслу реки, а летом, если вы пешеход, вдоль реки. Это называлось дорогой. Главные дороги обустраивались, по всей ее длине скапливались вехи или вешки – специальные столбики, определенной высоты, чтобы их не засыпало снегом. И такую дорогу называли столбовой. По дороге было передвигаться легко, трудно было заблудиться, и она часто приводила в населенные пункты, которые раньше обычно располагались по берегам рек. А путь шел от одной реки к другой, т.е. пути шли поперек рек, переходили реку по мосту и так до следующей реки. Все мосты стоят на путях. В древние времена во время спада воды люди находили самое мелкое место, брод, летом это место расчищали, укладывали камнем, утрамбовывали и называли мощеный брод. А позже эти места стали называться мостами. По пути было идти труднее, т.к. надо было обходить все болота, леса, а если у вас не было клубочка, то путь приходилось держать самостоятельно, днем ориентироваться по солнцу, ночью – по звездам. Главная путеводная звезда называлась Спас, это полярная. В более поздний период, когда люди стали селиться вдали от рек, на пересечении путей стали возводить специальные башни, которые назывались башни Спас, это высокое сооружение, сверху покрытое куполом. Днем шли ориентируясь на этот купол, а если ночью – виден был костер, который люди разжигали под Спасской башней, купол освещался и было видно направление… Со временем пути и дороги благоустраивались. На российских дорогах специальные столбики – верстовые столбы, при Екатерине они были произведением искусства, делались из камня, выкладывались мраморной плиткой, вверху заканчивался двуглавым орлом. А при Александре 1, который решил, что это дорогое удовольствие, верстовые столбы стали попроще… Люди всегда торопились, и у них часто не было возможности следовать по путям, дорогам, надо было быстро попасть в какой-то населенный пункт, поэтому они срезали путь и шли напрямки. Такой путь назывался тропа, от этого слово происходит торопиться. Можно было торопиться по-разному – идти по тропе или по путям дорогам, но на коне. Старинное название коня – тороп, тоже от слова тропа. На коне было быстрее, а если его нет, то пользовались тропинкой. К любому пути надо было сначала идти по дороге, а к ней по дорожке. Поэтому по старой русской традиции мы присаживаемся на дорожку… А я желаю вам удачи на ваших путях, дорогах и до новый встреч».
Кристина Маркова, Игорь Шмырев, Котовские новости