В школе-интернате полным ходом идут занятия для молодых людей с ограниченными возможностями здоровья. Они учатся, казалось бы, простым вещам - готовить, стирать, убирать, самостоятельно ухаживать за собой. Окончив школу, люди с ограниченными возможностями здоровья зачастую оказываются запертыми в своей квартире, бояться выйти в магазин, не могут найти работу. Занятия в школе-интернате дает им уникальную возможность адаптироваться в современном мире. На одном из кулинарных занятий группы побывала наш корреспондент Кристина Маркова.
Несколько лет назад у педагогов школы-интерната появилась идея организовать занятия для молодых взрослых с ментальными нарушениями. Ни для кого не секрет, что после выпуска из школы-интерната, они попадают в жизненный вакуум, не могут продолжить профессиональное образование, им тяжело найти работу.
Галина Алпатова, директор Котовской школы-интерната для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья:
«В 2019-м г. область вступила в пилотный проект «Формирование системной поддержки семей, воспитывающих детей с ментальными нарушениями» и этот проект стал катализатором для организации этой работы. Мы пригласили наших выпускников, к ним присоединились молодые взрослые, которые у нас не обучались, собралась небольшая группа из 10 человек в возрасте от 18 до 27 лет, есть и постарше, организовали для них занятия на базе школьных мастерских».
В школе-интернате действует несколько мастерских – гончарная, швейная, переплетная и кулинарная, и во всех проходят занятия группы. Однако, этого оказалось мало, и педагоги запустили еще один проект.
Галина Алпатова, директор Котовской школы-интерната для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья:
«С фондом Демченко запустили еще один проект «Инклюзивные иллюзии» в рамках которого проходят еженедельные занятия с молодыми взрослыми. Они получают коммуникативные навыки, учатся самообслуживанию. Может показаться, что мы учим элементарным вещам, но они им очень нужны. Они учатся ухаживать за вещами, стирать, гладить, готовить элементарные блюда, как ходить в магазин. В таких семьях мамы обычно опекают детей, присутствует гипер опека, детям не хватает самостоятельности, и мы стараемся ввести их в самостоятельную жизнь, даем им понять, что они сами что-то могут».
По словам руководителя проекта Елены Морозовой, программа занятий разрабатывается с учетом индивидуальных особенностей молодых людей, подбираются и отрабатываются, казалось бы, простые жизненные ситуации.
Елена Морозова, руководитель проекта:
«Дети, которые выпускаются из школы-интерната, сидят дома, у них мало общения, и оно затруднено. Наша программа составлена так, что у нас проводятся коммуникативные тренинги. На них мы отрабатываем ситуации, как прийти в магазин, как построить диалог с продавцом, как прийти в сапожную мастерскую и т.д. После отработки таких диалогов, мы идем в магазин и применяем это на практике».
Занятия в кулинарной мастерской позволяют ребятам научиться готовить элементарные блюда. На этот раз они решили сделать рулеты из лаваша с колбасой и крабовыми палочками. Приготовление даже такого простого блюда, у молодых людей с ограниченными возможностями здоровья вызывает сложности, но они с удовольствием учатся кулинарным навыкам.
Александра Ширазян, социальный педагог Котовской школы-интерната для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья:
«Мы подбираем самые элементарные блюда, то, что дети могут сделать сами. Отварить яйцо, почистить картошку, натереть ее на терке…Эта работа очень нужна. То, чего не могут добиться родители, добиваемся мы – педагоги, т.к. авторитет педагогов превалирует у этих детей».
Ребята сразу включились в процесс приготовления блюда. Кто-то резал овощи, крабовые палочки, яйца, кто-то тер картошку и сыр. Рулет получился аппетитным и очень вкусным. И это не удивительно, ведь готовили его с любовью. Парни и девушки признаются, с удовольствием посещают все занятия.
Сергей Голощапов:
«Мне очень здесь нравится, нравятся учителя».
Альбина Курамшина:
«Мне нравится готовить, стирать. Всему этому научилась здесь».
Елена Вяткина:
«Всякие занятия важны - и швейное дело, и гончарное, и столярное, и вышивание. Не каждый справляется с такой работой, кому-то тяжело. Еще я занимаюсь картинами, называются квиллинг, делаю поделки. Спасибо нашим преподавателям за встречу. Я рада приходить сюда каждый день».
Родители отмечают, что дети ждут этих встреч и занятий в мастерских. А мамы и папы говорят: «Спасибо» педагогическому коллективу школы-интерната за заботу о молодых людях с ограниченными возможностями здоровья.
Татьяна Кузькина:
«Я хочу поблагодарить всех преподавателей замечательной школы-интерната. Это такие занятия, которые дают нашим детям жизнь, будущее, чтобы они занимались не только собой, но и нам иногда помогали. Они же здесь и гончарным делом занимаются, и кушать готовят, учатся себя вести в обществе, дома – это очень важно, мы, родители, им столько не дадим. Они с такой радостью сюда идут. В больших городах возможностей больше, люди долго добираются, а у нас все в шаговой доступности, и отрекаться от таких занятий родителям нельзя».
Впереди у ребят много интересных, увлекательных, а главное, полезных для них занятий. Помочь им адаптироваться в современном мире, чувствовать себя уверенно в обществе – главная задача педагогов школы-интерната.
Кристина Маркова, Евгений Краснов, Котовские новости