9 августа отмечается Международный день коренных народов мира. Празднование этого дня - еще одна возможность показать самобытную культуру. Сотрудники музейного комплекса приглашают вас в настоящую русскую избу, где наглядно покажут и расскажут, как жили наши предки…
Светлана Афонина, экскурсовод музейного комплекса г. Котовска:
«Здравствуйте гости дорогие! Приглашаю вас в русскую избу. Она небольшая, но жило в ней всегда много людей и старались сохранять чистоту и порядок в доме. т.к. детей рождалось много -от 10 до 16 человек. Центром была – печь, которая кормила, поила, на ней спали, лечились… Еще одна ее функция – материнская. Об этом написано во многих источниках, но я приведу строки из книги о детстве Г.Р. Державина. В своих воспоминаниях он так и написал – родился недоношенным, надо было ребенка выносить, и его выносила матушка-печка. Делали тесто, держали определенную температуру, клали в него ребенка, оставляли открытым только лицо, и, поддерживая температуру, как в утробе матери, донашивали детей. Поэтому такое и выражение – матушка-печка… Раз вы у меня в гостях, сразу хочу вас познакомить с печными жителями – кочергой и ухватом. Кочерга – серьезное приспособление, чтобы растопить печь нужно было взять поленья, положить, поджечь, и, чтобы ворошить огоньки, проверить в конце, нет ли не догоревших, существовала кочерга. Чтобы поставить в печки горшки, требовался ухват. Они были разного размера, под разные чугунки. Была еще и лопата, на которую клали тесто, потом получался ароматный хлеб, который несли к столу. Угощали всех, поили чаем, а если хотели молоко, его наливали в крынку – это посуда, сделанная из глины. Сейчас покажу предметы, которые имели отношение к чаю. Чтобы сделать чай – нужна вода. Ее носили из колодца. Для этого использовали коромысло, на которое вешали два ведра. Чтобы сделать коромысло, надо много силы. Делали заготовки, клали их в кипяток и мужчины гнули коромысло или использовали определенные устройства. Носить воду в коромысле было непросто, надо было иметь сноровку, чтобы принести полных два ведра. Большинство знают самовары, но я хочу показать вам прародителя самовара – по форме он напоминает чайник, а внутри труба, как у самовара, в нее клали угли, щепки, шишки, рядом с трубой наливали воду, клали мед, целебные травы, пряности и получался целебный напиток сбитень. Соответственно и предмет этот называется сбитенник, здесь есть поддувало, и чай долго сохранялся теплым... А самовары – разных форм, оформлений. Ему уделяется особое внимание, чай был наивкуснейший, и долго оставался теплым. Все эти предметы настраивают на хороший лад, беседу и делали жизнь интереснее. Как я вам говорила. Изба была всегда чистой – скоблили столы, скамейки и пол, хотели порадовать гостей, и соблюдали чистоту для всех окружающих. Для чистоты нужно было также все постирать. Брали ткани, замачивали в корыте и затем использовали рубель. Влажную ткань накручивали на валик, сейчас называем скалкой, и рубелем стирали, затем вешали белье. Рубель – это не только первая стиральная машинка, это еще и первый утюг. Чтобы разгладить натуральную ткань, ее также накручивали на валик. Работа была тяжелая… Были еще и утюги на углях, их клали внутрь, есть отверстия, это поддувало. Нужно было размахивать, чтобы поддерживать определенную температуру. Работа тяжелая, да и утюг достаточно тяжелый. Были еще и утюги, которые просто клали на печь. Нагревали и гладили, он был тоже достаточно тяжелый. Обратите внимание, какие у нас в избе красивые предметы, выполненные вручную, которые так ее украшали. В них вложен большой труд, как и во все предметы. В нашем музее хранится прялка. Было такое выражение – непряха – очень обидное, потому что на Руси испокон веков девочки 5-6 лет уже умели прядь. И невесту выбирали, если у нее прекрасно собрано приданое, значит и она будет хорошей хозяйкой и матерью. Чтобы хранить эти предметы, существовал красивый сундук. Почему красивый? Папа дочки всегда на свадьбу дарил сундук, сделанный персонально для каждой дочки с определенными рисунками. Они были разные, но, если он был обычный, на него старались что-то положить, чтобы украсить. А когда приходил жених, садились на сундук и просили выкуп за то, что в нем находится. Давайте посмотрим, что там. Здесь прекрасно расшитые полотенца, рушники, есть и свадебный оберег – здесь жених, невеста, а между ними ребенок. Для того чтобы в семье был мир, лад, а семья без детей тогда считала неполноценной. Все в русской избе было сделано для того, чтобы чуть-чуть облегчить труд. Вы видите у меня ступу и пест, чтобы измельчать. Измельчит можно было не только зерна, но и травы. При этом много что просыпалось из ступы, для уборки была метла. Нам известно, что в русских народных сказках Баба Яга брала метлу, садилась в ступу, оттуда мы запоминали эти русские народные предметы… Все предметы берегли. Например, если глиняный горшок давал трещину, его не выкидывали, оборачивали берестой, клали другие предметы, но не выбрасывали. Еще плели корзины, чтобы было удобно что-то хранить. Например, у нас есть корзина, где хранили розги, которыми наказывали детей. Красивы русские избы, они были разными. На этой картине мазанки, т.к. замазывали их глиной. Были и срубы, т.е. друг на друга накладывались бревна. Эти картины выполнены котовским художником Виктором Жабиным. На картинах также изображен колодец, из которого женщина набирает воду и несет ее с помощью коромысла… Смотрим мы в окно русской избы, радуемся нашей природе, и говорим. Как хороша наша малая родина. Вот так вещи жили-были и хозяевам служили, а теперь они в музее, чтобы все на них смотрели и гордились стариной…»
Кристина Маркова, Евгений Краснов, Котовские новости