26 июля, в последнее воскресенье месяца, Россия будет отмечать День Военно-Морского Флота. К этой дате сотрудники музейного комплекса подготовили увлекательный исторический экскурс, в ходе которого вы узнаете, почему Петр I боялся воды, и как ему пришла идея создать флот, а также, что за ботик, носящий имя Святой Николай…
Светлана Зимина, заведующая отделом экскурсионно-массовой работы музейного комплекса г. Котовска:
«Сегодня наша встреча посвящена Дню военно-морского флота. В последнее воскресенье июля во всех портовых городах проходят массовые мероприятия, где лучшие корабли проходят вдоль Набережной, и главное событие – поднятие Андреевского флага. По мнению историков, российский флот начался с фразы «Российским судам быть!», которую произнес Петр I в боярской думе 30 октября 1696 г. Именно этот день считается основанием российского флота. Идею создания Петр заимствовал у европейских стран. Но откуда такая любовь возникла у нашего царя, который с детства боялся воды. Боязнь эта появилась, когда юному царевичу было 5 лет и он отправился с мамой Натальей Кирилловной по монастырям весной, и когда они проезжали на картере небольшой ручей, который из-за полой воды превратился в реку, вода хлынула внутрь кареты. Маленький Петр испугался, увидев испуг на лице мамы, испугался еще больше. С этого времени, почти 10 лет, Петр не подходил близко к водоемам. И только хитростью близкие Петра заманили его в реку и приучили к тому, что можно на реке отдыхать и строить суда. А интерес к кораблям и к морю возник у Петра во время одной из прогулок по Измайлово – царской вотчине, которая перешла в наследство Романовым в первой четверти 16-го века. Это было большое село, с боярским домом, церковью, мануфактурами, в Измайлово работали три заводика по производству чугуна, кирпича и первый в России стекольный завод. Измайлово поставляло в Петербург целебные растения в ботанический сад и аптеки. В Измайлово находился зверинец, где были олени, дикобразы… И в Измайловском дворе Петр совершал прогулку со своим учителем, который учил его геометрии, астрономии и морским хитростям. Именно с ним они зашли в амбар льняной мануфактуры и там обнаружили старый английский ботик – лодку, которая была приобретена двоюродным братом деда Петра I. Учитель объяснил, что этот ботик обладает большими достоинствами, тем, что у него паруса были устроены так, что он мог передвигаться против ветра. Это очень заинтересовало царя, и с этого времени он много времени стал отдавать морскому делу, и организовал такие же потешные морские войска, и с этого времени этот английский ботик стал называться дедушкой российского флота. Морской флот в России был, это Северное поморье, Великий Новгород, промысловые и торговые экспедиции по Черному морю, но регулярного военного флота в России не было. Петр в 1693 году попал в Архангельск, единственный порт России, где Петр познакомился с настоящими голландскими, английскими кораблями, пришел в восторг и совершил первую морскую прогулку по холодному Северному морю. Решил – в России нужно создавать регулярный централизованный военный флот. Первые корабли строились в Архангельске, но Петр понял, что это слишком суровое холодное море для морских экспериментов, и тогда его приходит мысль, что надо искать выход в других морях. Но для этого нужно было вести войну с соседями. Азовское море контролировала Османская империя, Балтийское – Швеция. Царю пришлось много сделать для того, чтобы та фраза, которую он произнес в боярской думе, стала реальностью. Первый поход в 1695 г. на Азов закончился полным разгромом наших войск, Петр начал серьезно готовится к очередному походу на Азов, изучал много материала, началось строительство первых российских кораблей, причем колыбелью российского флота считается Воронеж, т.к. здесь, на реке Воронеж, началось первое строительство российского флота. Почему там? Потому что река впадала в Дон, а он выходил сразу к Азову, к одноименной крепости, принадлежащей туркам, которую нужно было взять, чтобы иметь выход в Азовскому морю. Рядом с рекой Воронеж – вековые сосны, крепкие дубы, служившие для строительства судов. Так же недалеко Липецк, где залежи железной руды, можно отливать пушки, железные детали для кораблей. Именно поэтому в 1696 г. началось строительство первых российских судов. Буквально через несколько месяцев вышли первые три корабля, строительством одного заведовал Петр, строился русскими рабочими, второй – англичанином, третьим заведовал венецианец, и между ними велось соревнование, и каждый старался сделать корабль быстрее, лучше и надежнее. После постройки нескольких кораблей в 1696 г. Петр взял крепость Азов и началась работа над тем, чтобы завоевать и получить выход в Балтийское море. Это война со Швецией, северная война шла 21 год, мы победили и получили выход в море. Петр не просто командовал строительством кораблей, он сам, в составе большой экспедиции, несколько раз уезжал в страны Европы, в частности, в Голландию, где работал плотником, строил корабли, и один вышел при участии Петра и назывался «Петр и Павел». Петр сам разрабатывал корабли, ему очень нравилась разработка больших судов. И после окончания северной войны, Россия стала морской державой, у нее появились свои мореплаватели, командующие флотом, создатели кораблей, они были не хуже, а порой и лучше, иностранных. И все это благодаря тому самому ботику, который Петр нашел в льняном амбаре. В 1701 г. ботик был привезен в Москву и поставлен рядом с Ивановской колокольней, и находился там до 1723 г., и в этом же году его доставили в Санкт-Петербург, встречал его лично Петр 30 мая 1723 г., ботик подошел к Петропавловской крепости и был встречен 31-м выстрелом из пушок. На сегодняшний день ботик находится в центральном военном музее Санкт-Петербурга. Если там будете, обязательно посмотрите на ботик, который назывался Святой Николай – дедушка Российского флота».
Кристина Маркова, Павел Каптилов, Котовские новости