Народный костюм по праву можно назвать объектом русской культуры. Чем пристальнее его изучаешь, тем больше находишь в нём ценностей, и он становится летописью жизни наших предков. С его помощью можно много узнать о человеке, которому он принадлежал. Заведующая отделом экскурсионно-массовой работы музейного комплекса Светлана Зимина расскажет вам, как выглядел народный костюм Тамбовской губернии.
Светлана Зимина, заведующая отделом экскурсионно-массовой работы музейного комплекса г. Котовска:
«Сегодня темой нашего разговора будет народный костюм. Что это такое? – узнаем из сегодняшней встречи. Народный костюм отражал традиции и обычаи русского народа. Сегодня тоже есть традиции, например, носить обручальное кольцо на безымянном пальце правой руки, если вы замужем или женаты. По наличию кольца мы определяем женат человек или замужем. Вот и народный костюм нам тоже рассказывает о другом человеке. В основном, это была рубаха, которую носили и женщины, и мужчины, у них она была короткая, а у женщин до щиколотки. Например, замужем девушка или нет. Об этом говорила вышивка на костюме. Главная функция костюма – защита от нечистой силы, и защищала от нее вышивка и красная обшивка воротника, рукавов и подола. Главный оберег – пояс. Итак, костюм оберегал от нечистой силы, вышивки обязательно красного цвета по горловой части, запястью и подолу. Вышивки также рассказывали о хозяине. Если в квадратиках или ромбиках не видим знаков – это знаки пустого поля, т.е. девушка не замужем. Если там были маленькие точечки, значит, замужем, знак засеянного поля, но детей нет. Когда появлялись дети, в вышивке появлялись типа запятых. Самым «болтливым» элементом одежды был запон. Он одевался поверх рубахи. У нас подростковый запон, внизу видим полосочки, они говорили о пожеланиях – здоровья, хорошего жениха и радостной жизни. А на запоне замужней женщины можно было узнать все, что вам интересно. На верхней части у нее могли быть коники или птицы. Если они располагались в грудной части, то это пожелания, например, два коника, значит девушка хочет двух сыновей, или коник и птица, значит, мальчика и девочку. А у женщины, у которой уже были дети, об этом тоже рассказывал запон, на нижней его части вместо полосочек были коники и птицы, было просто определить сколько у нее детей и кто – девочки или мальчики. Запон был также защитой от нечистой силы. Это просто фартук с рукавами, и название -пон – препона, запона, корень – пон – это препятствие для нечистой силы. Пояс – также самый главный оберег в костюме. Без пояса не ходили. Помните, иногда говорят такую фразу – ну ты распоясался. Почему так говорили? С людей, которые совершили какое-то злодеяние или проступок на совете его распоясывали, снимали пояс, самую главную защиту, и такого человека обходили стороной, никогда ему не помогали даже в самых экстремальных случаях, например, при пожаре, ведь он был доступен нечистой силе. Люди боялись быть распоясанными. Почему именно пояс был оберегом. Он защищал живот, а в старину живот означал жизнь! Когда плели пояс, соблюдал традиции, цвет, и символы, защищающие его хозяина. На рубаху после замужества у нас надевали поневу. Понева Тамбовской губернии была в клетку, которая могла рассказать богатая невеста или нет, если крупная клетка, т.е. к девушки есть большой надел земли, значит – богатая, если клетка мелкая, земли мало… Юбку делали из плотного материала. В 19 веке такая юбка стоила очень дорого, русский народ проявлял смекалку, самую быстро пачкающуюся часть, центральную, заменяли прошвой, вся юбка в клетку, а прошва из однотонной ткани. Когда ее было уже невозможно отстирать и привести в порядок, ее выпарывали и на ее место вшивали новую ткань, таким образом сама понева могла служить много лет. В отличие от южнорусских губерний, к которой относится Тамбовская губерния, северные губернии надевали сарафан, в вышивке также была разница. У нас, в основном, геометрические фигуры, на севере – природные рисунки, листочки, цветы и т.д. По костюму можно было узнать откуда девушка. Иногда они переезжали, и за время нахождения н другой территории, произошла ассимиляция, например, мы носим поневу, а соседка сарафан, я тоже хочу. На Руси сарафан считался праздничной одеждой. Через какое-то время культуры стали перемешиваться, и здесь тоже стали носить сарафаны….Вот видите головной убор, кичку, носили девушки в первый год замужества, если родился ребенок, до его годика. Кичка рогатая нужна была также для защиты от нечистой силы. Шла также аналогия с коровой, крупным рогатым скотом, который символизировал богатство. Шапочка также закрывала волосы. Как только девушка выходила замуж, она должна была полностью закрыть волосы, и головной убор состоял из 20 различных частей…Выбившийся волос, например, у висков, закрывали колты – такие махорчики. А в праздничные дни надевали рясны – длинные красивые украшения, которые доходили до пояса. Незамужние девушки носили очелье или ленты. Простоволосыми не ходили. Вы слышали выражение – опростоволосился. Это значит опозориться. Поэтому волосы убирали. Наш костюм, Тамбовской губернии отличался от остальных, он был чуть короче. Почему? Это из-за нашего знаменитого чернозема, подол быстро пачкался, и чтобы не портить такую красоту, а подол тоже был вышит, костюм был короче. Его берегли, ведь он служил иногда более ста лет, это, конечно, праздничные и свадебные костюмы. Они передавались из поколения в поколение. Еще один элемент костюма – лапти. Они носились всего одну неделю. Если вы не умели их плести сами, вам надо было что-то на них обменивать. Но обычно в семье кто-то всегда умел их плести. Лапти надевали на онучи, вроде портянок. Были случаи, когда люди старшего поколения говорили, ой, хозяйка она никудышная, и белье у нее, как онучи, т.е. грязное. И выражение это пришло от лаптей. Которое носили наши предки…Я надеюсь. Что вы сегодня узнали много нового и интересного, до новых встреч».
Возрастное ограничение 12+
Кристина Маркова. Павел Каптилов. Котовские новости