Главные проблемы организации профилактической работы с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации - специалисты обсудили в рамках городского семинара
Раннее выявление семейного неблагополучия помогает избежать трагедии и сохранить семью. В городе создана целая система по организации реабилитационной и профилактической работы с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации. Работа проводится в каждой школе и в каждом детском саду. Для обобщения опыта, анализа ошибок в работе специалисты собираются за круглым столом. Последний городской семинар прошёл на базе службы «Доверие». Рассказывает Инна Ерофеева
Семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации существовали всегда. Сегодня говоря об организации реабилитационной и профилактической работы с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации специалисты делают акцент на их раннем выявлении. Только так семьям можно эффективно помочь.
Елена Шмырёва, начальник отдела образования администрации г.Котовска: «Такие семьи у нас есть, такие дети есть. Здесь собрались специалисты, которые работают с детьми, которые оказывают коррекционную помощь, реабилитационную, психологическую помощь детям, семьям , оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Цель нашего семинара ещё раз поделиться опытом »
К участию в городском семинаре привлечены социальные педагоги, психологи, воспитатели. В школах, детских садах дети всегда на виду. Именно поэтому, специалисты службы опеки и попечительства говорили о повышении уровня взаимодействия. Для того, чтобы органы опеки смогли , выражаясь их профессиональным языком, открыть случай необходимо, чтобы из образовательного учреждения поступила служебная записка. После чего специалисты выйдут в семью и будут её сопровождать
Татьяна Головлёва , главный специалист отдела образования администрации г.Котовска: «У нас два человека в органах опеки и мы не знаем обо всех проблемах, которые существуют в учреждениях. Должностные лица, заведующие , директора школ, должны понимать, что они несут ответственность за то, что мы очень поздно узнаём о семьях. Случай был, ребёнок маленький , она спилась за год. Сейчас женский алкоголизм быстро протекает. Мы её сначала ограничили, потом лишили родительских прав, ребёнка под опеку. Семью мы не смогли спасти»
Образовательные учреждения работу начинают с 1 сентября. Так, в Средней общеобразовательной школе Котовска социальный паспорт заводится на каждого ребёнка и семью.
Наталья Пахомова, социальный педагог СОШ г.Котовска: «Проводится социально-педагогическая, психологическая диагностика, оценка индивидуальных потребностей ребёнка и семьи, обследование жилищно-бытовых условий, определяется характер и объём помощи . Составляется индивидуальный план по профилактической работе с семьей согласно выявленным проблемам. Социальное сопровождение семьи. Назначаются тьюторы или учителя-наставники по работе с данной семьёй. Осуществляется мониторинг ситуации в семье. Разрабатываются рекомендации родителям»
В образовательных учреждениях проводится планомерная работа с родителями по вопросам охраны прав детства. Например, в 12 детском саду даже выпускаются буклеты. Так же , в дошкольном учреждении разработан алгоритм действий по выявлению семей находящихся в трудной жизненной ситуации.
Ольга Николаева, старший воспитатель д/с №12: « В начале учебного года составляется социальный паспорт, где мы видим, какая семья у нас является многодетной, какие дети у нас находятся под опекой, какие семья мы можем отнести к группе риска. Большая ответственность в выявлении семей, находящихся в трудной жизненной ситуации лежит на воспитателях . Они ежедневно наблюдают за детьми, за их поведением, за поведением родителей, осматривают воспитанников на наличие следов побоев. Проводят беседы с детьми и родителями. Если выявляются факты, которые настораживают, то он фиксирует их в журнале регистрации, который ведётся в каждой группе. Информация передаётся социальному педагогу»
Начальник отдела образования обратила внимание участников семинара на работу с нормативно-правовой документацией. Систематизировать её необходимо на каждом этапе. Вы находитесь на передовой, сказала Елена Шмырёва.
Елена Шмырёва, начальник отдела образования администрации г.Котовска: «Был у нас недавно случай. Отобрали детей , а там в этой квартире потом убийство произошло. Вы видите эти семьи. Мы этот вопрос и с руководителя на совещаниях рассматриваем. К сожалению очень много семей мы всё же с Вами упускаем, поэтому мы не перестаём говорить, что нам нужно чётче взаимодействовать»
В Котовске есть возможность помочь семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию. Существуют самые разные формы и методы. Например, устроить родителей на работу, предложить закодироваться. Опытом работы Центра по профилактике социального сиротства с кризисными кровными семьями поделилась руководитель Центра Ирина Шелпакова.
Ирина Шелпакова, руководитель Центра по профилактике социального сиротства: « Работаем с такими семьями в рамках технологии раннего выявления работы со случаем – нарушений прав ребёнка в семье. Мы их сейчас называем– кризисные кровные семья. Это более правильно отражает суть, с чем мы сталкиваемся в этой работе. Второй год у нас идёт проект «Сохраним семью для ребёнка». Он направлен на то, чтобы охватить эти семья не только индивидуальной реабилитационной работой, но и групповой реабилитационной работой. Включать их больше в социальные взаимоотношения, научить общаться, повысить их родительскую компетентность. Сплотить детей и родителей между собой»
С 1 апреля в Котовске реализуется проект «Рядом с детьми» . Участники проекта – дети, родители, специалисты учреждений и службы «Доверие», в стенах которой, кстати, и прошёл городской семинар. Проект финансирует Фонд поддержки детей. В Котовске он будет реализовываться до 30 сентября 2018 года. О принципах и этапах работы проекта рассказала директор службы. Всё началось с постановления администрации города о создании рабочей группы. Затем были сформированы целевые группы проекта.
Ирина Петрова, директор службы «Доверие»: «Мы организовали родительские собрания в образовательных учреждениях. Были приглашены более 70 родителей и только 60-66 родителей подписали договоры , что они согласны участвовать в данном проект. Проведена большая работа и в юридическом плане . Глава города Алексей Михайлович Плахотников подписал список этой целевой группы. В этот список официально входят 72 ребёнка. На протяжении всего проекта составлен мониторинг. Подобраны тесты. Закуплены интересные психологические программы. Провели много мероприятий, но за кадром остаётся бумажная работа, но она очень большая»
Проведение праздников, организация лагеря «Солнышко», экскурсии, поездки. Все мероприятия проходят строго в соответствии с планом. Результаты уже есть. Ирина Петрова привела пример. Совместный тренинг детей и родителей на тему «Счастливая семья» , на последних произвёл большое впечатление.
Ирина Петрова, директор службы «Доверие»: « Когда дети начали писать, мамы были в шоке. Они думали, что дети напишут компьютерные игры, новая одежда. Но дети, которые участвовали в тренинге, написали – счастье – это совместные прогулки, когда вся семья в сборе. Мамы были удивлены»
Тренингам предшествовали индивидуальные консультирования. Они помогали принять решение, в каком русле работать дальше, что брать за основу.
Виктория Коваленко, психолог службы «Доверие»: « Такая тема детско-родительские отношения, работали над своими проблема детства с родителями. Родителей поделили на 6 групп. С одной из групп провели первый цикл 10 занятий. Мы увидели, где ошибки. Было бы замечательно, если приходили папы. Они иногда приходят в индивидуальном порядке. Они идут на встречу, они прислушиваются. Это индивидуальные консультирования и тренинги, после родители всегда могут прийти в любое время с любой проблемой»
На реализацию проекта Фондом поддержи детей выделено 2 млн. рублей. По миллиону на каждый год . Фонду предоставляются отчёты по использованию денежных средств. С 15 октября на базе службы «Доверие» заработала сенсорная комната.
Виктория Коваленко, психолог службы «Доверие»: «Дети с родителями, где то по 30 минут мы проводим упражнения с детьми релаксацию или активацию для бодрости. С родителями - сеанс медитации. Это очень большая помощь. Сенсорная комната способствует снятию стресса , мышечного и психоэмоционального напряжения. Большое значение имеет радость . Как говорят – радость - сила непобедимая. От радости укрепляется здоровье физическое и психологическое. Получается, снять стресс, снять тревогу агрессию или наоборот поднять себе настроение, зарядиться бодростью, энергией, радостью»
В этом году оборудование для сенсорной комнаты было закуплено более чем на 200 тысяч рублей. Звуко, цвето и светотерапия, сухой бассейн, пузырьковая колонна с двумя зеркалами, панно «космическое пространство», фиброоптическое волокно, сухой водопад , элементы арт- терапии. Сенсорная комната открыта как для детей, так и для родителей. За весь проект планируется провести 500 сеансов .
Татьяна Павленко, чрен рабочей группы проекта «Рядом с детьми», социальный педагог СОШ №3 г.Котовска : «Очень радует то, что здесь задействованы дети, родители. В этой программе различного рода подход – индивидуальный, рассматривается психологическая составляющая ребёнка. Работа в семье, рассматриваются детско-родительские отношения. Это работа специалистов. Приобретена такая красивая сенсорная комната. Здесь проводятся индивидуальные тренинги с детьми и родителями. Эта программа стоит того, есть результаты. Очень интересно, психологически эмоционально для детей , для родителей»
Встречаться, делиться опытом. К такому выводу пришли все участники городского семинара. Обсуждаемые в ходе семинары темы будут рассмотрены в каждом образовательной учреждении. От профессиональной оценки уровня социального , психологического, физического благополучия ребёнка и быстроты реагирования на выявляемые негативные факты зависит каким будет путь к достижению главной цели - сохранить ребёнку семью.